Взгляд из прошлого в будущее…

.......
Владимир Журба

Владимир Журба

Бывший главный механик и заместитель директора ПО «Стекловолокно» Владимир Журба написал автобиографичную книгу, где есть раздел о работе в Полоцком производственном объединение «Стекловолокно». Книга имеет смелое название «Куда прихожу я – Журба Владимир Петрович — Там начинается жизнь». Вот как Владимир описал работу в ПО»Стекловолокно»…

ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

«В марте 1989 года позвонила секретарь приемной директора производственного объединения «Стекловолокно» и сказала, что со мной очень хочет поговорить директор Борисов Яков Александрович, который предложил мне должность главного механика ПО «Стекловолокно».

Я дал согласие, но поставил условие, чтобы меня назначили на инженерно-техническую должность, без подчиненных, для изучения технических регламентов цехов, оборудования, зданий, сооружений (1-е производство в г.Полоцке, 2-е производство в Кстах). Директор назначил меня старшим механиком 2-ого производства.

Параллельно я начал принимать обязанности у главного механика.

Фактически я начал выполнять обязанности главного механика, хотя еще заявление на принятие на должность главного механика я не писал, так как окончательно не вник в особенности всего оборудования и обязанностей главного механика объединения.

Такая ситуация длилась три месяца. Директор объединения торопил меня окончательно принять дела. Но я знал, что если вступлю в должность, то предыдущий главный механик уволиться и получать необходимые знания мне будет не от кого.

В сентябре 1989 года меня неожиданно опять пригласили к директору, сказав, что в ремонтно-механическом цеху второго производства, очень нездоровая обстановка — за три месяца сменилось четыре начальника цеха.

Директор сказал, что я уже прошел через выборы, был ими «побит». Я согласился вступить в должность, но при условии, что должность будет старшего механика – начальника ремонтно-механического цеха, так, как она не выборная.

 

ЦЕХОМ РУКОВОДИЛ СОВЕТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Выяснилось, что цехом руководил Совет трудового коллектива, который отдавал распоряжения начальнику цеха, как ими руководить. Эта была высшая степень Горбачевской демократии, когда руководствовались отменой единоначалия.

Отмена основного принципа всех предприятий — единоначалия, и передача руководства каким-то непонятным Советам, было источником повышенной опасности, вольности, неисполнения приказов, распоряжений, сопровождалось болтовней, словоблудием, и было недопустимым.

Мне пришлось за месяц ввести принцип единоначалия в Совет трудового коллектива.

Обычно советовали, что и как делать, но отвечать за их советы должен я. Я сказал, что если советуете, то под своими советами и расписывайтесь, и отвечайте на исполнение. Я сказал, что буду расписываться, только там, где я отдаю распоряжения, а не там, где Совет скажет. Так прошли буквально два заседания, причем сам Совет назначал их на 14 часов.

Я их не распускал, но и грубых форм не допускал. Сказал, что переношу заседания Совета на 17 часов. Однако в 17 часов, никто из Совета не явился. Мне сказали, что все уехали на автобусах домой.

Следующее заседание Совета перенес на субботу на 10 часов дня. Но, как выяснилось, никто не пришел. И с этого момента, Совет трудового коллектива пропал, желающих дать совет в не рабочее время, не оказалось.

Я стал искать кандидата на должность начальника цеха и учить организации работы цеха, одновременно вникал в дела главного механика завода. Передавая дела в течение месяца, знакомил начальника цеха с особенностями, проявляя бдительность, не стеснялся обращаться по всяким кризисным ситуациям. Учил премудрости не пить спиртное с работниками коллектива.

 

ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДА СТЕКЛОВОЛОКНО

В октябре 1989 года я был назначен на должность главного механика.

В тот период на ПО «Стекловолокно» отсутствовал заместитель директора по капитальному строительству, уволился главный механик.

ПО «Стекловолокно» был заморожен плановый ремонт технологического оборудования, не проводилась реконструкция цеха стеклошариков, строительство транспортного цеха, строительство трамвайного автомобильного моста через реку Западная Двина, строительство 9-этажного кирпичного дома (район ГОВД), возникли серьезные проблемы с запчастями, для ткацких станков (Чехия). Здание ремонтно-механического цеха было заполнено станочным оборудованием с числовым программным управлением, но не работало по причине отсутствия специалистов (станочников, программистов, прибористов, электриков). Это оборудование приобреталось (в дань моде) и рассчитывалось для крупносерийного производства деталей. Однако основная задача ремонтно-механического цеха – реставрация технического оборудования цехов объединения, поэтому заказы одноразовые мелкосерийные. На каждую деталь необходима длительная перенастройка станков с составлением новой программы – это пустая трата времени, простой технологического оборудования и, как следствие, невыполнение программы по производству стеклошариков, стеклонити, стекловолокна.

Много было проблем с утилизацией отходов стеклонити, стекловолокна, боя стекла.

Не работала опытная установка по производству теплоизоляционных матов. Проектировалась установка по производству стеклоровинга (стеклоарматура — замена стальной проволоки и арматуры для пластмассовых и железобетонных изделий).

Была серьезная проблема с телефонной связью между 1-ым и 2-ым производством при наличии больших резервов телефонных станций г.Полоцка и телефонного узла 2-го производства. Необходимо было проложить по мосту телефонный соединительный кабель. Для этого нужно было вскрыть кабельные лотки, которые находились под мостовой пешеходной дорожки, а для этого нужно было на 7-10 дней уменьшить пропускную способность моста в 2-3 раза (коллапс).

Высотное здание на 1-ом производстве потеряло внешний вид и лет 20 стояло не покрашенным, дымовая 120-иметровая труба, также, не была покрашена в красно-белые цвета.

Очередь на получение квартир работниками ПО «Стекловолокно» составляла 12 лет. Необходимо было искать «пятна застройки» в г.Полоцке. Район бывшего аэродрома еще находился в глубокой разработке (генплан БелНИИ градостроительства), в далекой – далекой перспективе. Это тепло, вода, канализация, электроснабжение, телефонная связь, дороги, детские сады, школы.

Серьезная проблема была с доставкой работников на 2-ое производство в Ксты:

— из Новополоцка по узкой разбитой дороге (местами каменной) через Экимань;

— из Полоцка с многочисленными остановками через перегруженный мост (километровые пробки которых не было даже в Москве и Ленинграде);

— из района Мариненко автобусами через Ксты по старой, разбитой, перегруженной дороге Полоцк – Мариненко – Ксты – Ветрино (8 км).

На 2-ом производстве не было охраняемой стоянки автомашин – были кражи легковых автомобилей  работников завода, особенно в ночное время.

 

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В то же время я слышал много нелестных слов необоснованной критики в адрес бывшего заместителя директора по капитальному строительству Серекова Геннадия Николаевича – талантливого инженера с масштабным (государственным) мышлением, с видением перспективы, обязательного, работавшего в очень жестких рамках проектно-сметной документации, централизованного финансирования. При чем проектная документация делалась «специалистами-проектировщиками» ни разу не видевшими реальных производств, резко  выезжавшими из Москвы.

Строители работали в очень жестких временных рамках, под сильным давлением Министерства химической промышленности, Министерства промышленного строительства, местных партийных и исполнительных органов.

К сожалению, переломить потребительскую психологию работников цехов и руководства завода было невозможно – пусть строители построят, а потом будем работать.

Одновременно со строителями должны приходить начальники и механики цеха, и следить за качеством работ, корректировать проектную документацию одновременно со средствами капитального строительства, использовать средства завода, для проведения пуско-наладочных работ.

Если построить промышленный объект или жилой дом строго по проекту, будет много лишней работы, расход лишних материалов, до 20% денежных средств потраченных зря. В жилых домах жить было невозможно – все, построенное по проекту, жильцы переделывали на свой вкус и цвет.

 

Несколько лет за кинотеатром «Космос» стоял недостроенный, заброшенный кирпичный дом, который мало волновал городские власти и правоохранительные органы. Когда Серяков Г.Н. с большим трудом принял этот дом на баланс своей фирмы и достроил его, то продал квартиры жильцам без отделки (отделка предоставлена жильцам на их вкус и цвет).

Сколько я слышал в его адрес гадостей, в том числе именно от тех должностных лиц, которые в силу своих обязанностей были должны достроить дом и сдать в эксплуатацию.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА

Я немного отошел от главной темы.

Вот так на меня свалился объем работ и опять отдаю дань уважения профессионалу – строителю Серякову Г.Н., созданная им система работы отделов капитального строительства, и комплектации оборудования  в его отсутствие работала безупречно.

Меня быстро ввели в курс дела, особенно по строительству моста, которое собирались сворачивать из-за отсутствия металлоконструкций. Легированный листовой металл, для их изготовления делал Череповецкий металлургический завод, а металлоконструкции из этого металла изготавливал Барнаульский завод металлоконструкций.

Основная задача была – получить фонды на металл, цемент, арматуру в Москве, в Минхимпроме. Поэтому пришлось начать кочевую жизнь Минск – Витебск – Москва – Полоцк – Минхимпром – Госплан СССР – Секретариат ЦК КПСС, опять Минхимпром (в разной очередности).

Когда наконец все бумаги на выделение Череповецким заводом металла были собраны, оказалось, что деньги не нужны, необходимы продукты питания: сыры, сгущенка, молоко, мука, тушенка, сахар, картофель. Почему-то все на «верхах» считали, что Белоруссия обеспечена продуктами вдоволь, хотя был такой же дефицит, как и везде в СССР.

Решить эту проблему помог председатель Полоцкого горисполкома Хомич Константин Леонтьевич.

 

ПУСТАЯ ТРАТА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

В архивах ОКС ПС СВ мне помогли найти проектную документацию на автодорогу от строящегося хлебозавода. Там были отсутствующие участки дорог: от микрорайона Мариненко до ПО «Стекловолокно» (1,5 км), от перекрестка дорог Полоцк – Ксты – до ПО «Стекловолокно» (12 км).

Изучил в генпланах г.Полоцка, г.Новополоцка и Полоцкого района перспективные планы по продлению трамвайных путей по маршруту Химкомбинат г.Новополоцка — Новополоцкий хлебозавод — завод «Измеритель» — мост через реку Западная Двина – район аэродрома – недостроенный автомобильно-трамвайный мост – ПО «Стекловолокно» (активно-строившаяся промышленная база ТР-22).

На сегодняшний день, строительство моста и продление  трамвайных путей – это пустая трата бюджетных средств, провоз воздуха из г.Новополоцка в г.Полоцк (туда и обратно на трамвае). Нынешние трамвайные пути находятся в аварийном состоянии (гнилые шпалы).

В архивах ПО «Стекловолокно» за время его работы накопилось до 1,5 млн советских рублей бросовой, то есть не востребованной проектно-сметной документации.

Это к советской системе сбора технических условий проектирования и согласования экспертно-проектной документации и т.д. и т.п.

Пока документация попадет от заказчика к исполнителю и на момент окончания строительства, проведение пуско-наладочных работ и выпуска готовой продукции проходят многие месяцы. За это время меняется финансовое состояние, меняются люди, даже отпадает потребность в продукции этого предприятия, так как конкуренты за это время выпускают такое количество аналогичной продукции уже достаточного более высокого качества, менее затратные в производстве.

Идеи параллельного проектирования и строительства у меня были (в голове, в мозгах, в мыслях) были. Я почерпнул их из журнала «Неман», где рассказывалось, как параллельно проектировался и строился Белорусский металлургический завод. Я эти идеи широко использовал, работая на заводе БВК механиком цеха, начальником ремонтно-механического цеха, главным механиком при ремонте объектов, при строительстве собственной базы (построил и сдал в эксплуатацию).

Кульман находился у меня в кабинетах и каждую свободную минуту я использовал для проектирования, согласования в ПКО завода, и внедрения на объектах.

Эти принципы на пленумах Витебского обкома КПБ высказывал 1-ый секретарь Григорьев Владимир Викторович.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО С ИТАЛЬЯНСКОЙ ФИРМОЙ «AGV»

В марте 1991 года на ПО «Стекловолокно» приехали представители итальянской фирмы «AGV», которые планировали в г.Вильнюс построить цех по производству мотошлемов и уже завезли оборудование. Однако в связи с известными событиями в г.Вильнюс (где начались митинги и забастовки, закончилось производство) и итальянцы обратились к руководству ПО «Стекловолокно».

В течение 2-х недель оборудование этого цеха было вывезено из г.Вильнюс и началось проектирование ПКО «Стекловолокно» и одновременное строительство цеха в пустующих помещениях прядильно-ткацкого корпуса.

В августе этого же года в цеху начались пуско-наладочные работы и выпуск первых опытных шлемов.

Все работы заняли 5 месяцев, а при старой системе это могло бы затянуться на полтора года или вообще не состояться.

Мною был решен вопрос о начале строительства жилого дома за рестораном «Былина» (г.Полоцк).

С силами одной из частных фирм с использованием парашютных подвесных систем был проложен телефонный кабель, соединяющий телефонную станцию Полоцка и телефонную станцию вновь построенного 2-го производства, под мостом без вскрытия кабельных лотков на пешеходной части моста. При чем это было сделано за световой день в воскресенье. Работников этой фирмы спускали другие работники на парашютных системах под мост.

С помощью этих же парашютных систем работника этой же фирмы подвешивали на крюк крана «Като» (НПЗ), и он покрасил фасад 12-иэтажного здания 1-го производства ПО «Стекловолокно».

 

В августе 1991 года я получил от председателя Новополоцкого горисполкома Будченко И.В. предложение занять должность его заместителя по капитальному строительству и коммунальному хозяйству. С большим трудом меня отпустили с ПО «Стекловолокно». На свое место я нашел хорошего специалиста – начальника ОКСа завода «Измеритель» Сударикова, которому почти месяц передавал дела….».

 

 

Запись опубликована в рубрике 1 Профсоюзные действия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.